Поститься ли

Поститься ли?

В одной научно-атеистической программе N ведущий искренне был удивлен факту стремительного распространения христианства в Европе, Азии, Африке и на ближнем Востоке апостолами…Если Бога нет…

Современный человек, в разговоре о Церкви, зачастую говорит «модную» ныне фразу: «у меня Бог в душе…в посте и правилах не нуждаюсь» и проч.

Нашему телу всегда ли полезен покой и бездействие? Нуждается ли оно в уходе, мытье и движении? И здесь стоит задуматься – не тем ли более душе, являющейся бессмертной, в отличии от тела, необходимы «закалка и тренировка»?

А пост как раз и является тем «индикатором», который показывает: «срослась» ли душа с земными удовольствиями, которых не будет в загробном мире или свободна от утех…

Сейчас православные находятся на поприще Петрова поста. Или Апостольского. О церковном установлении этого поста упоминается в постановлениях апостольских: "После Пятидесятницы празднуйте одну седмицу, а потом поститесь; справедливость требует и радоваться по принятии даров от Бога, и поститься после облегчения плоти". С 4 века отцы Церкви, такие как: Амвросий Медиоланский, Афанасий Великий, Лев Великий, Феодорит Кирский упоминают об этом летнем посте.

Церковь призывает нас поститься по примеру святых апостолов, которые, приняв Святого Духа в день Пятидесятницы, в посте и молитве (в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте — 2 Кор. II) готовились ко всемирной проповеди Евангелия.

По словам святителя Иоанна Златоуста "пост с верою много придает крепости; ибо научает великому любомудрию, человека соделывает Ангелом, да еще укрепляет против сил бестелесных… тот, кто молится, как должно, и притом постится, немногого требует; а кто требует немногого, тот не будет сребролюбив; а кто не сребролюбив, тот любит подавать милостыню. Кто постится, тот становится легким и окрыляется, и с бодрым духом молится, угашает злые похоти, умилостивляет Бога и смиряет надменный дух свой. Поэтому-то апостолы всегда почти постились".

Св. Лев Римский именно о посте нынешнем замечательно пишет: « Этот пост заповедан, чтобы предохранить нас от беспечности, в которую очень легко впасть из-за долговременного разрешения на пищу, которым мы пользовались. Если ниву нашей плоти не возделывать непрестанно, на ней легко возрастают терние и волчцы, и приносится такой плод, который не собирают в житницу, а обрекают на сожжение.
Поэтому мы обязаны ныне со всем тщанием хранить те семена, которые приняли в наши сердца от небесного Сеятеля, и остерегаться, чтобы завистливый враг как-нибудь не испортил дарованного Богом, и в раю добродетелей не взросли терние пороков.
Отвратить же это зло можно только милостию и постом".

Блж. Семион Фессалоникийский же призывает соблюдать этот пост просто хотя бы из благодарности апостолам и в память об их труде и болезнях.

Существует и ещё одна причина «стоять на посту» у своих мыслей и желаний в этот период; литургическая. По преданию, в Древней Церкви, кто по каким-то причинам (путешествие, болезнь или неведение) не мог соблюсти пост Великий-восполняли это после Пятидесятницы(Троицы). Со временем и те, которые даже говели до Пасхи, из солидарности, по смирению и для однообразия присоединялись к первым.

Впрочем, любые рекомендации и установления Святой Церкви являются делом добровольным и часто индивидуальным. И, если кто считает себя благодатнее или мудрее древних божественных отцов, о которых говорится выше, -наверное свободен от спасительного подвига поста… 

Яндекс.Метрика